Размещено в: Все обо всем 21.06.2009

Неоднородность массовой культуры

фильмы

Социальная среда потребителей массовой культуры неоднородна, она отличается по возрасту, национальности, жизненному опыту, религиозному воспитанию, полу и т. д. Это также прекрасно учитывается создателями культурной индустрии: одни произведения и фильмы создаются для хиппи, другие для их родителей, одни для любителей «сладких грез», другие для тех, кто любит «сырое мясо», есть массовая культура для белых, есть и для черных. И все же можно вычленить нечто общее основное, что объединяет все потоки данной субкультуры – это бездуховность, антигуманность, изолированность от подлинного искусства. Именно это позволяет сделать вывод о том, что «теория психической терапии» вряд ли применима к поточной продукции массовой культуры, а вред, наносимый ею, зафиксирован в работах социологов, психологов, публицистов и философов.

Нет и не может быть прибора, точно определяющего искусство и не искусство. Здесь всегда будут допуски, неточности, некоторый произвол оценок. Несмотря на это, разница существует, как существует и непрерывная борьба двух сфер.

Искусство и массовая культура находятся в разных отношениях со временем, историей, жизнью общества. Тема эта настолько обширна и мало изучена, что нет никакой возможности в рамках данной статьи хоть сколько-нибудь серьезно ее исследовать. Поэтому мы избираем лишь один ее аспект функционирование жанра во времени, зависимость и взаимовлияние, возникающие между жанрами и историей.

В западном обществе наших дней индустрия развлечения заняла непомерно большое пространство, потеснив, а то и вытеснив многие виды духовной жизни человека. Она съела его свободное время, деньги, заполонила душу, сформировала вкусы, моды, заменила интеллект стереотипами расхожих понятий, а вместо чувств разбудила инстинкты. Старый, до предела рациональный лозунг: «время – это деньги» сменила на призыв к тотальному развлечению.

Развлечение необходимо человеку, поэтому само по себе оно ни дурно, ни хорошо. Все зависит от того, какое место оно занимает в жизни общества, какие формы принимает, каким целям служит.

Массовая культура имеет в кино свои излюбленные жанры. Как правило, они носят развлекательный характер. Это мелодрама, детектив, комедия, вестерн, фильм ужасов, мюзикл. Без труда можно заметить, что отдельные жанры переживают периоды расцвета и увядания, снова и снова возвращаются на экран, но уже в новом виде, выполняя другие функции. В связи с этим возникает заманчивый для исследователя использующего
описание фильмов вопрос: от чего зависят эти взлеты и падения, что диктует моду то на мелодраму, то на фильм страха, то на авантюрно-приключенческие картины? Что в конечном счете формирует спрос и предложение в системе массовой культуры?

Фотографическое происхождение кинематографа, его способность к прямому отражению вещного мира могут привести к выводу о столь же прямом отражении экраном общественной жизни, исторического процесса. Более, чем все другие искусства, кино может создавать иллюзию реальности. Это и породило идею зависимости тех или иных жанров от социально-психологического состояния общества.






Читайте еще больше полезных статей по Фэн-шуй

Top